Село Иня и Ининский мост в Горном Алтае

Ининский мост (Цаплинский мост), Горный Алтай как доехать, фото, на карте

Ининский мост (Цаплинский мост), Горный Алтай и село Иня | как доехать, фото, на карте

Алтай, конечно, больше про природу, мощь гор и красоту рек, примечательных рукотворных объектов, ну, если таковыми не считать древние петроглифы, тут исчезающе мало. И все же они есть! К примеру, к таковым с легкостью можно отнести Ининский мост, он же Цаплинский мост, построенный ещё в 1936 году и являющийся первым двухцепным висячим мостом в России, а сейчас входящий в список архитектурных памятников нашей с вами родины.

В этой статье я расскажу вам, где находится Ининский мост, как до него добраться, поведаю его историю и дополню все яркими фотографиями. В общем, оставайтесь на месте, будет интересно. 🙂

Маршрут №1: Горно-Алтайск -> Чуйский тракт -> Водопад Девичьи слезы -> Гейзерное озеро -> Курай -> ледник Актру и Голубое озеро -> Марс на Алтае -> Перевал Кату-Ярык -> Слияние Чуи и Катуни -> Чемал

Маршрут №2: Чуйский тракт -> Эко-отель Алтика -> База отдыха Турсиб -> База Инегень -> Слияние Чуи и Катуни -> Гейзерное озеро -> Акташский Ретранслятор -> Мультинские озера -> отель Клевер -> Ороктойский мост -> Сад Пионов

Кстати, подписывайтесь на мой Инстаграм. Там я оперативно выкладываю лучшие фотографии и истории из моих путешествий. 🙂

Ининский мост на карте Горного Алтая

Центрировать карту

Где находится: Ининский мост находится в Онгудайском районе республики Алтай, в поселке Иня.
Координаты места: 50.456863, 86.623601

Как добраться до Ининского (Цаплинского) моста

Все очень просто. Выезжаете на Чуйский тракт и мчите до 703 километра тракта. Чтобы было чуть проще понять где это, скажу лишь, что он приходится аккурат на местоположение села Иня. 🙂 По нему и сориентируетесь. Далее паркуетесь где-нибудь в селе, удобней всего возле центрального магазина, продираетесь вдоль домов к берегу и вот перед вами Цаплинский мост! Также можно свернуть с тракта вправо не доезжая до действующего моста и далее по гравийке спуститься аккурат к нужному нам мосту.

Ининский (Цаплинский) мост — обзор Travel or Die

Два раза я ездил на Алтай и оба раза мы останавливались в Ине чтобы посмотреть на знаменитый мост. Впрочем, не только ради моста — пару раз мы ночевали рядом с Иней на обрывающемся к реке плато с прекрасными видами на Катунь и горы на противоположной стороне. Но об этом расскажу в другой раз.

1. Само село Иня сложно назвать хоть сколь либо примечательным, по-крайней мере мы для себя тут ничего интересного кроме моста не нашли. Когда-то тут кипела жизнь, но сейчас она постепенно угасает, село из зажиточного превратилось в ничем не примечательное, коих вдоль Чуйского тракта полно.

Ininskii-Most-Altai-mavic-0523

2. Через дачные участки проходим к спуску с обрыва, ведущему к Катуни.

Ininskii-Most-Altai-1889

3. Отсюда и открывается вид на Ининский мост. Это фото сделано в июне — обратите внимание на бурый цвет струящийся в низине Катуни.

Ininskii-Most-Altai-1891

4. Если приехать сюда в августе-сентябре, то картинка будет совсем иной! Катунь будет буквально искриться бирюзой.

Ininskii-Most-Altai-mavic-0546

5. Ну а теперь про сам мост. Его общая длина — 142 метра, длина пролёта над Катунью — 100 метров. Построили Ининский мост аж в 1936 году, в те времена, когда переправиться с берега на берег можно было только посредством парома. Началось же строительство двумя годами ранее — в 1934-ом. Именно тогда в район строительства был отправлен на практику Сергей Афанасьевич Цаплин, обычный студент-пятикурсник, по счастливой случайности увлекающийся проектированием висячих мостов.

Ininskii-Most-Altai-mavic-0527

6. Показав примеры своих работ главному инженеру строительства Анатолию Мирюкову, тот был так впечатлён новаторскими по тем временам изысканиями молодого студента, что его тут же назначили на реализацию постройки моста через Катунь в районе села Иня, где он был в итоге и и главным инженером и прорабом.

Ininskii-Most-Altai-mavic-0533

7. Мост строили из первосортной лиственницы, отбирали которую сами жители села, а рабочими руками для выполнения всех задач служили 3000 заключенных Сиблага НКВД, лагерь с которыми находился тут же на левом берегу Катуни. За хорошее и своевременное выполнение работ строителей по неволе по окончанию стройки обещали амнистировать. Поэтому у Ининского моста было и негласное название — «дембельский». Но награда требовала недюжинных усилий, ведь строительство не прекращалось ни днем, ни ночью!

Ininskii-Most-Altai-mavic-0544

8. Обидно, кстати, осознавать, что старания такого количества людей, а также передовые мысли, заложенные в проект, не поддерживаются в надлежащей сохранности. 🙁 И это несмотря на тот факт, что мост включен в список памятников архитектуры РФ, ведь на момент постройки он считался ПЕРВЫМ В РОССИИ двухцепным мостом (многие пишут, что и первым в мире, но это спорно — аналогичный конструктивно Бруклинский мост был возведен в 1883 году). Но сейчас не то что проехать по мосту, даже пройти по нему и то небезопасно.

Ininskii-Most-Altai-mavic-0541

9. Итак, строительство моста было завершено в апреле 1936 года, когда шесть грузовиков ЗИС с полной загрузкой и суммарной массой 6-8 тон медленно пересекли Катунь по Цаплинскому мосту. 1 мая его ввели в эксплуатацию, из которой был выведен в сентябре 1970, когда вместо него был построен более современный железобетонный мост (на переднем плане на фото).

Inya-Selo-Altai-mavic-0144

Если вам интересно, освободили ли заключенных, участвовавших в строительстве, то у меня для вас хорошая и плохая новости. Да, их отпустили — это хорошая новость, а вот плохая — по дороге в Бийск грузовик с амнистированными, управляемым водителем-стажером, упал с обрыва. Погибло 27 человек…

Вот выдержка из документа «Акт на автодорожное происшествие». Управление по ЗСК УРКМ. «3 января 1938 года машина 375 (гаражный номер) Управления дороги шла по направлению Чибит – Бийск груженная заключенными Сиблага в количестве 25 человек в кузове и один в кабине кроме шофера. На 339 километре Чуйского тракта …после предупредительного знака, ограничивающего скорость движения на закрытом повороте машина шла на 3 скорости и на выходе из-за поворота на прямую (водитель) не успел дать полный разворот и ударился передним колесом в каменный парапет шириной 75 см., сбил таковой и машина № 375 упала под обрыв высотой 32 метра по отвесу на каменные глыбы на берегу р. Катуни.

Заключение комиссии о причинах и виновных в происшествии:
— превышение скорости на закрытом повороте после предупредительного знака до 20- 25 километров в час;
— допуск к рулю для самостоятельного управления автомашиной стажера и выпуск на линию начальником гаража Управления дороги Желноруком Михаилом Захаровичем;
— рекомендуемые комиссией мероприятия …. Привлечь к судебной отвественности начальника гаража Управления дороги Желнорук М. З. за допуск к самостоятельному управлению стажеров…».

Такая вот грустная история.

Где остановиться в селе Иня и зачем

На мой взгляд, село Иня — это довольно удобное место для остановки по пути из Чемала в сторону Курая и Кош-Агача. Мы сами ночевали тут два раза, расположившись с палатками на одной из плоских террас, что будет по левую сторону за заправкой на въезде в поселок, если ехать в сторону Ини. Места там никому не принадлежат, можно встать прямо возле реки с эпичными видами на горы.

Однако, если для ночлега вам нужна база отдыха, то таковые есть в самом поселке. К примеру — «Кемпинг Алтай». Есть и другие, но на картах они не отмечены, нужно просто заехать в поселок и спросить у местных, либо же свернуть на параллельную главной улочки и проехать через село, обязательно что-то увидите.

Но в высокий летний сезон ехать без предварительной брони на Алтай можно ехать только на свой страх и риск, лучше забронировать что-то заранее. Для этого можно использовать привычный Букинг и отличный сервис аренды жилья AirBnB. Для последнего у меня есть для вас скидка порядка 2000 рублей на первое бронирование при регистрации по этой ссылке. Там представлены, конечно, не все базы, но опять же, их хотя бы можно забронить и быть уверенным, что на месте вас ждёт подготовленное жилище. Также ниже я прилагаю отельную карту района, которая поможет вам сориентироваться по местоположению и ценам на базы и отели рядом с Иней.



Booking.com

Село Иня в Горном Алтае — история, что посмотреть

Ну и бонусом хочу немного рассказать про само село Иня, вдруг вам будет интересна его история. 🙂

10. Село находится на правом берегу Катуни, в месте, где в неё впадает текущая с хребта Саладжар Иня. Место слияния рек хорошо видно на фото ниже. Итак, образован поселок был ещё в 1900 году и назывался он тогда Усть-Иня. Благодарю Чуйскому тракту к 30-м годам он неплохо разросся, ведь в те времена, благодаря удобному расположению, он использовался в роли перевалочной базы для дальнейшего движения в сторону Монголии. В начале столетия тут меняли лошадей, а когда было запущено автомобильное сообщение, то отдыхали уже шоферы проходивших через село автоколонн. Ещё позже здесь образовался сортировочный пункт для товаров импортированных из Монголии. В поселке была культурная жизнь — сюда заезжал и оркестр и цирк!

Inya-Selo-Altai-mavic-0132

11. В общем, расцветом Ини можно считать период с 30-ых по 70-ые годы. Именно в 30-х здесь открыли автобазу, а при ней автошколу на 100 человек. Построили общежитие, школу, досуговый клуб с бильярдом, куда приезжали на гастроли разные артисты, открыли библиотеку, в 36-ом запустили наконец мост через Катунь. Во время войны функционировал госпиталь для пострадавших. Следующая веха — открытие в 1967-ом Ининского совхоза, где занимались элитным козоводством. Собственно, после его перевода в Онгудайское и начался все более заметный со временем спад жизнедеятельности в поселке.

Inya-Selo-Altai-mavic-0145

12. Сейчас тут проживает всего порядка 730 человек (данные 2016 года), хотя ещё в 2010 их было 798. Экономика держится на многоотраслевом хозяйстве «25 октября», которое занимается разными видами животного промысла. В селе есть больница, магазин, гостиница и небольшие базы отдыха, электростанция на 20 мегаватт (на переднем плане фото).

Inya-Selo-Altai-mavic-0128

Ининский мост — отзыв и оценка Travel or Die

Не могу посоветовать это место всем и каждому, ведь мосты, все же, вещь на любителя. К тому же, Цаплинский мост изрядно потрепало временем, пройтись по нему нельзя, остается разве что смотреть со стороны. При этом я лично не вижу причины не остановиться в Ине на 15-20 минут и не прогуляться через поселок к естественной смотровой, дабы сделать пару карточек на фото, ну и просто получше рассмотреть, как когда-то выглядел прародитель всех цепных мостов в России.

Оценка Ининскому мосту: 7,5/10. Для меня лично это весьма интересный памятник архитектуры, за который очень обидно, ведь если содержать его в хороших условиях, то он был бы настоящим магнитом для уставших от долгой поездки туристов. Люди приезжали бы сюда как на тот же Ороктойский мост рядом с Чемалом, покупали бы кофеек с пирожками в деревне и шли гулять над Катунью. Надеюсь, что когда-нибудь его все же восстановят.

Ининский (Цаплинский) мост и село Иня на фото

Ещё больше фотографий Ининского моста на Горном Алтае вы можете найти в специальном фото-альбоме.


Понравилось? Поделись!
Матвей Вальев
Матвей Вальев
Создатель сайта Travel or Die. Путешественник, исследователь, первооткрыватель. Делюсь впечатлениями о проверенном и достоверном. По запросу в комметариях готов дать ответ на все интересующие вопросы.

Добавить комментарий