Перевал Кату-Ярык — и страшно и красиво

перевал кату ярык горный алтай на машине

Перевал Кату-Ярык, Горный Алтай 2019: как проехать на машине, фото, расстояние

В нашем двухнедельном трипе по горному Алтаю на “Буханке” (УАЗ-452) было несколько ключевых точек. И одна из них – это знаменитый перевал Кату-Ярык, посещение которого пришлось на заключительный этап поездки. Предполагалось, что это будет эдакая кульминационная точка — катарсис всего путешествия! Отбились ли наши эмоциональные ожидания? Узнаете из статьи!)

Ниже я расскажу вам, как добраться до перевала Кату Ярык, какого типа машина в принципе способна доставить вас до него, какие достопримечательности вы увидите по дороге на перевал, стоит ли оставаться на верху с ночевкой и, конечно же, разбавлю свой скучнейший рассказ отличными фото, как самого перевала, так и дороги до него. Ведь дорога на перевал тоже весьма и весьма живописна, и запомнится вам, ну может быть самую чуточку меньше, чем сам Кату-Ярык. 🙂

Наш маршрут: Красноярск -> Горно-Алтайск -> Чуйский тракт -> Водопад Девичьи слезы -> Гейзерное озеро -> Курай -> ледник Актру и Голубое озеро -> Марс на Алтае -> Перевал Кату-Ярык -> Чемал -> Красноярск

Кстати, подписывайтесь на мой Инстаграм. Там я оперативно выкладываю лучшие фотографии и истории из моих путешествий. 🙂

Перевал Кату-Ярык на карте горного Алтая


Перевал находится в Горном Алтае, на территории Улаганского района Алтайской республики.

Расстояние до Кату-Ярык на машине

Чтобы вы могли быстро определиться, какое расстояние нужно преодолеть на машине до перевала Кату-Ярык, приведу здесь километраж по основным интересующих людей направлениям. Итак, вот вам ответы на вопрос — «сколько километров до Кату Ярык?».

  • Акташ — Кату-Ярык. Расстояние от Акташа до перевала Кату-Ярык на машине составляет ровно 100 километров или 2-2,5 часа в пути.
  • Барнаул — Кату-Ярык. Расстояние от Барнаула до перевала Кату-Ярык составляет ~700 километров или 10-12 часов в пути.
  • Бийск — Кату-Ярык. Расстояние из Бийска через Горно-Алтайск составляет ~565 км или 9-10 часов в пути.
  • Новосибирск — Кату-Ярык. Из Новосиба расстояние до Кату-Ярыка будет весьма приличным — ~890 километров или 12-13 часов в дороге.
  • Кату-Ярык — озеро Телецкое. Расстояние от Кату-Ярыка до Телецкого озера будет небольшим. До южного берега озера всего ~80 километров, но карты Google говорят, что добираться вы будете порядка 2,5 часов. Часть из них уйдет непосредственно на спуск с перевала, а дальше видимо качество полотна вас также не будет особо баловать.
  • Горно-Алтайск — Кату-Ярык. Горно-Алтайск — это промежуточный пункт, через который вы обязательно пройдете, если будете выезжать из Барнаула, Новосибирска и других городов в той же стороне. Расстояние от него до перевала составит около 460 км или 6-7 часов в дороге.
  • Улаган — Кату-Ярык. Небольшое село Улаган вы обязательно проедете транзитом по пути от Акташа до Кату-Ярыка и расстояние от него до перевала составит около 45 километров, что по местным дорогам эквивалентно 1-1,5 часам езды.
  • Чемал — Кату-Ярык. Чемал является своего рода курортом на Алтае и некоторые отдыхающие там нередко задумываются о поездке на машине до перевала. Что ж, для этого придется преодолеть ~430 км за 7-8 часов в пути.

Как добраться до перевала Кату-Ярык

Издревле, ну, в смысле до 1989 года, единственной дорогой на перевал был водный путь (паромная переправа) через Телецкое озеро. Сохраняется он сейчас, так что в теории можно выстроить логистику путешествия по Алтаю так, чтобы посетить и Кату-Ярык и Телецкое не делая при этом гигантский крюк от одной достопримечательности к другой. Однако, кого-то может отпугнуть стоимость паромной переправы — ~10000 рублей за машину. Но наша поездка на Телецкое сорвалась не из-за цены, а по двум другим причинам — мы тупо испугались спускаться на нашей корявой Буханочке с перевала, плюс некое затопление и соответственно выросший уровень воды в озере, из-за чего паромы просто перестали ходить.

Если же ваша основная цель — это сам перевал Кату-Ярык, а Телецкое вам и даром не нужно, то проще будет попасть на перевал со стороны Чуйского тракта и села Акташ. Это самый оптимальный и безопасный вариант, т.к. вы не будете зависеть от графика движения паромов и не придется забираться на вершину перевала по самому перевалу. Так как добраться? Если вы едете из Новосибирска, Кемерово, Красноярска и т.д. то для начала мчите до Горно-Алтайска. Далее “ныряете” на Чуйский тракт и струячите до села Акташ. От него перпендикулярно будет ответвляться дорога через Улаганский перевал и поселки Улаган и Балыктуюль на перевал. Главное, в Балыктуюле вовремя свернуть вправо к перевалу, а то уедете черт знает в какие дебри. 🙂 В общем, порядка 100 км пути от Акташа, и вы на месте – на вершине Кату Ярык. Мы сами добирались таким макаром, поэтому далее расскажу об этом чуть подробнее, с картинками. Этот путь, конечно, тоже не самый простой, но в целом гораздо проще, нежели описанный выше «варик» по воде.

Дорога на перевал Кату-Ярык

1. Ну что, настало время рассказать вам непосредственно о нашей поездке на перевал. 🙂 Мы стартовали туда из поселка Курай на своей колоритной синей Буханочке. 🙂

Katy-Yaryk-Altai-Republic-Кату-Ярык-Алтай-3062

2. В Курае, под гоготанье местной детворы, убегающей каждый раз, стоило мне навести на них дуло своего фотоаппарата, мы заполнили бутылки с водой на местной колонке и двинулись дальше.

Katy-Yaryk-Altai-Republic-Кату-Ярык-Алтай-3490

3. На выезде из села застали вот такую вот картину. 🙂 Тогда наша сборная по футболу как раз участвовала в групповых матчах ЧМ и нам показалось, что изображенные на фото коровки довольно неплохо коррелируют с образом футболистов нашей сборной. 😀

Katy-Yaryk-Altai-Republic-Кату-Ярык-Алтай-3502

4. Довольно быстро по Чуйскому тракту мы добрались до села Акташ. В Акташе, как одном из крупнейших оазисов цивилизации на Алтае, мы заправились (далее заправка будет только в Улагане, но лучше залить баки в Акташе), прикупили всякой ерунды на поесть – на самом перевале с продовольственными товарами туговато. Кое-что продается, конечно, но стоит дороже и ассортимент не велик. Также в Акташе есть «Сбербанк» — имейте ввиду. Далее вырулили на Улаганский тракт и вдоль реки Чибитки понеслись к первой поджидающей нас достопримечательности — к Красным воротам. Дорога на этом участке, кстати, была вполне терпимой — асфальт перемежался грунтовкой.

Katy-Yaryk-Altai-Republic-Кату-Ярык-Алтай-3512

Скала «Красные ворота»

5. Итак, первая достопримечательность на нашем пути — это знаменитый рукотворный разлом в скале под названием «Красные ворота». От поселка Акташ до Красных ворот всего 8 километров. Выглядит это место со стороны Акташа как-то вот так. На солнце хорошо заметны красные пятна из-за которых и пошло название.

Katy-Yaryk-Altai-Republic-Кату-Ярык-Алтай-3516

6. По сути это вырубленный в скале проезд и ничего сверхвыдающегося он из себя не представляет. Ну скалы с красноватым оттенком, ну речка рядом — совершенно не стоит того, чтобы ехать сюда специально, только в рамках трипа на Кату-Ярык. Высота скал — 50 метров. Фотографии, к сожалению, не сильно хорошо передают масштаб, но суть понятна.

Katy-Yaryk-Altai-Republic-Кату-Ярык-Алтай-3519

7. Но если уж оказались рядом, то остановиться для проформы сделать пару кадров можно. Вот только на дороге неплохой по местным меркам траффик и поэтому раз в 1-2 минуту приходилось глотать пыль из под колёс. 😐

Katy-Yaryk-Altai-Republic-Кату-Ярык-Алтай-3520

Мёртвое озеро «Чейбеккёль»

8. Больше Красных ворот нас впечатлило озеро Чейбеккёль, что всего через 3 километра после глупой красной дырки в скале. 🙂 Озеро называется «мёртвым» из-за древних поверий, согласно которым в его водах содержится много ртутных соединений и поэтому рыба в нём не водится, а водоплавающие птицы на него не садятся. Байки эти давно опровергнуты, но народную молву до сих пор не остановить. 🙂

Katy-Yaryk-Altai-Republic-Кату-Ярык-Алтай-3538

9. В общем, место весьма занимательное и я очень сожалею, что заленился и не запустил свой дрон, пока на озере стоял полнейший штиль, и не сделал красивых кадров с высоты птичьего полёта. На обратном пути с перевала такой идиллической картины не было уже и близко. 🙁

Katy-Yaryk-Altai-Republic-Кату-Ярык-Алтай-3533

Озеро «Киделю» на Улаганском перевале

10. Сам перевал находится на высоте 2080 метров над уровнем моря и показался мне примечательным разве что небольшим вытянутым озерцом, что разлилось на вершине перевала и на бэкграунде которого вдалеке возвышаются заснеженные вершины гор. Выглядит очень натуралистично!

Katy-Yaryk-Altai-Republic-Кату-Ярык-Алтай-3539

11. На вершине перевала также есть небольшая кафешка, где можно перекусить/передохнуть перед спуском вниз. Но мы не тратим время, прыгаем в Буханку и несемся дальше, в сторону Улагана. Дорога тут сомнительного качества — на много километров сплошная «стиральная доска».

Katy-Yaryk-Altai-Republic-Кату-Ярык-Алтай-9803

12. На спуске с перевала много неплохих видов, но наше внимание привлекает большая эрозийная плешь на склоне лесного массива. По фото не оценить масштаб, но в реальности это обрыв на несколько десятков метров в глубину. Заметно выделяется своими желтовато-оранжевыми переливами на фоне привычной лесной заливки.

Katy-Yaryk-Altai-Republic-Кату-Ярык-Алтай-3548

Мост через реку возле села Улаган

13. Следующая остановка у нас случилась возле моста через реку Башкаус (или её притока, сложно понять) не доезжая буквально пару километров до села Улаган. В принципе, ничего необычного, но мне показалось, что с дрона картинка может быть интересной, поэтому мы остановились и сделали несколько снимков. Кажется, оно того стоило. 🙂 Вид в сторону Улаганского перевала — отсюда мы приехали. Желтая плешь на волосяном покрове леса — это вот то, что мы видели с дороги.

Road-to-Katy-Yaryk-Altai-Republic-Кату-Ярык-mavic-0839

14. А вот, собственно, мост. Дорога справа уходит к селу Улаган, слева — к селу Акташ. Снизу слева можно рассмотреть нашу синею Буханку. 🙂

Road-to-Katy-Yaryk-Altai-Republic-Кату-Ярык-mavic-0844

15. Река разлилась прям среди леса.

Road-to-Katy-Yaryk-Altai-Republic-Кату-Ярык-mavic-0840

16. И ещё одна небольшая остановка была нами сделана рядом с селом Улаган, просто чтобы наш доблестный водитель Марат aka укротитель Буханки, смог перевести дух. Встали в живописном местечке прямо возле реки и устроили небольшой пикничок. В Улагане проживает порядка 3000 человек, есть даже «Сбербанк»

Katy-Yaryk-Altai-Republic-Кату-Ярык-Алтай-3550

Дорога Улаган — Кату-Ярык

17. В Улагане нормальный асфальтированный тракт заканчивается и качество дороги заметно ухудшается, сносные участки чередуются эдакой «стиральной доской», выбоинами и прочей сопутствующей атрибутикой. Но все же, проехать по гравийке до Кату-Ярыка можно плюс минус на любой машине (которую не жалко :D), если у вас не занижена в ноль подвеска. Кое-где по полям растекаются альтернативные, параллельные основному пути «дорожки», накатанные автомобилистами самостоятельно.

Katy-Yaryk-Altai-Republic-Кату-Ярык-Алтай-3568

18. Пейзажи за окном чередовались от скучновато-пологих с небольшими заросшими холмами, до захватывающих дух, с обрывами по одной из сторон дороги и виднеющимися далеко внизу в провалах озерцами, зеркально отражающими на своей поверхности облака и окружающие их кроны деревьев.

Katy-Yaryk-Altai-Republic-Кату-Ярык-Алтай-3680

19. Но так как нашей задачей было добраться до перевала Кату-Ярык затемно, то больше остановок мы не делали и фотографий красот не сохранилось.

Katy-Yaryk-Altai-Republic-Кату-Ярык-Алтай-3681

Закат на перевале Кату-Ярык

20. На перевал мы добрались аккурат к разгару заката. Быстренько припарковались и вприпрыжку побежали к обрыву, наблюдать окончание светопреставления. Екатерина как всегда была первой. 🙂

Katy-Yaryk-Altai-Republic-Кату-Ярык-Алтай-9816

21. В ущелье уже залегли глубокие тени…

Katy-Yaryk-Altai-Republic-Кату-Ярык-Алтай-3683

22. Водопад Кату-Ярык, утопающий в скальной щели. Дальше в статье расскажу про него немного подробнее. 🙂

Katy-Yaryk-Altai-Republic-Кату-Ярык-Алтай-3692

23. Выступающие по краям участки скалы все ещё были залиты оранжевым, но сам водопад уже находился в тени.

Katy-Yaryk-Altai-Republic-Кату-Ярык-Алтай-9805

24. Весь этот грандиозный обрыв, тянущийся на несколько сот метров, называется лаконично — смотровая Кату-Ярык.

Katy-Yaryk-Altai-Republic-Кату-Ярык-Алтай-3688

25. Эх, красотища! Но красота продержалась не долго, солнце быстро ушло за горку и мы скорей побежали обратно, т.к. предстояло ещё до окончательной темноты поставить палатки…

Katy-Yaryk-Altai-Republic-Кату-Ярык-Алтай-9810

26. Ну и напоследок двойной красоты вам в кадре. 😀

Katy-Yaryk-Altai-Republic-Кату-Ярык-Алтай-3714

Перевал Кату-Ярык — обзор Travel or Die

27. На следующий день мы наконец смогли как следует рассмотреть, что из себя представляет сам перевал, а точнее спуск с него.

Katy-Yaryk-Altai-Republic-Кату-Ярык-Алтай-3792

28. И зрелище это, конечно, эпичнейшее! Оправдывающее все тяготы не самой лучшей дороги.

Katy-Yaryk-Altai-Republic-G-перевал-Кату-Ярык-mavic-0577

29. Давайте просто полюбуемся красивейшими видами, которые открываются с гребня перевала. Наш Altai Gang в сборе. Тут у нас — Марат, Наталья, Екатерина, Анна, ну и ваш покорный слуга. 🙂

Katy-Yaryk-Altai-Republic-G-перевал-Кату-Ярык-mavic-0651

30. Куда не глянь — везде эпик и величие. 🙂

Katy-Yaryk-Altai-Republic-G-перевал-Кату-Ярык-mavic-0658

31. Зеленый, поросший елями гребень каньона.

Katy-Yaryk-Altai-Republic-G-перевал-Кату-Ярык-mavic-0601

Инфраструктура на перевале Кату-Ярык

32. Ну а теперь от красивого к практичному. Пара слов про туристическую инфраструктуру на вершине перевала Кату-Ярык. Как-то я поленился как следует все отснять, так что будем довольствоваться моими фотографиями с воздуха. Но и на них прекрасно можно заметить, что инфраструктура весьма и весьма бедная — вмещается на одну фотку. 🙂

перевал Кату Ярык 1

33. По состоянию на июнь 2018 года тут было лишь 3 гостевых домика, весьма слабо подготовленное место под палатки — по сути просто кусок поля ,благо хоть с травой не по пояс, и пара кафе/магазинов с различной привозной едой. Электричество было всего несколько часов за день от генератора, но в кафе, хозяева, у которых мы арендовали место под парковку и палатки, давали нам бесплатно заряжать свои девайсы. Ни бани, ни даже какого-нибудь затрапезного летнего душа не было, так что за 3 дня наверху мы так ни разу и не помылись даже. 😀 Мой вывод таков — с такой слабой инфраструктурой больше чем с одной ночевкой приезжать на Кату-Ярык не стоит, если вы не совсем уж законченный хиппи. 😀 Если хотите отдохнуть более-менее нормально, нужно спускаться в долину реки Чулымшан.

перевал Кату Ярык 3

34. Изначально мы хотели остаться тут аж на 3 ночи, но хватило и двух — стало скучновато. В целом же у нас была своя атмосфера. В основном все приезжали на перевал, делали протокольные фото и уезжали, либо обратно, либо спускались вниз. Мы же в это время спокойненько жарили кабачки на углях…

Katy-Yaryk-Altai-Republic-Кату-Ярык-Алтай-3845

35. …пили кисель на обрыве…

Katy-Yaryk-Altai-Republic-Кату-Ярык-Алтай-3858

36. …ели гигантскую халву…

Katy-Yaryk-Altai-Republic-Кату-Ярык-Алтай-3843

37. …девчонки и Марат тыкали своими баклажанами в мой кабачок. В общем, нормально проводили время. 🙂

Katy-Yaryk-Altai-Republic-Кату-Ярык-Алтай-3897

38. Так выглядел наш мини-лагерь. К слову, других желающих встать тут с палатками на ночь мы не видели. 🙂

Katy-Yaryk-Altai-Republic-Кату-Ярык-Алтай-3891

Спуск с перевала Кату-Ярык

39. Перед тем, как начать рассказ про спуск с перевала, давайте ещё немного насладимся невероятными видами с высоты птичьего полёта! 🙂

Katy-Yaryk-Altai-Republic-G-перевал-Кату-Ярык-mavic-0607

40. Опишу перевал Кату-Ярык сухим языком фактов. Высота перевала составляет 900 метров. Подножье имеет отметку 670 метров над уровнем моря, смотровая площадка — 1200 метров. Длина спуска — почти 4 километра и по пути вас будет ждать 9 поворотов. Уклон дороги — в среднем 10 градусов.

Katy-Yaryk-Altai-Republic-G-перевал-Кату-Ярык-mavic-0586

41. Ещё раз повторюсь, мы лично так и не отважились спуститься с перевала в долину, так как наша Буханка была очень тяжелой и тормоза её и на нормальной дороге при спуске вниз слушались очень так себе. Поэтому рисковать своими жизнями мы не стали и решили на опасный участок дороги не соваться. Прогулялись пешочком до первого поворота и хватит. 🙂

Katy-Yaryk-Altai-Republic-Кату-Ярык-Алтай-3795

42. Какая же машина проедет по перевалу? На самом деле, вопреки рассказам в сети — практически любая исправная машина. Да, на джипе с полным приводом вам конечно будет комфортней, но если дорожное полотно сухое, то спуск можно осилить и на легковом автомобиле. Возможно с некоторым трудом, но все же. 🙂 Главное ехать аккуратно, не спеша, пропускать транспорт идущий на подъем и при необходимости делать паузы чтобы остудить тормозные колодки на расширяющихся участках дороги, в местах где дорога резко поворачивает.

Katy-Yaryk-Altai-Republic-Кату-Ярык-Алтай-3799

43. Также будучи в долине можно заказать услугу — буксировка на перевал ЗИЛом или на ГАЗ-66. 🙂 Стоит услуга 1000 рублей с машины. Ну, это на крайний случай, но в целом данной опцией частенько пользуются именно водители легковых автомобилей.

Katy-Yaryk-Altai-Republic-Кату-Ярык-Алтай-9823

44. Местные гоняют вверх-вниз едва ли не на Жегулях, так что не так страшен чёрт, как его малюют. 🙂

Katy-Yaryk-Altai-Republic-Кату-Ярык-Алтай-9828

Долина реки Чулымшан

45. Долина во всей своей красе.

Katy-Yaryk-Altai-Republic-G-перевал-Кату-Ярык-mavic-0597

46. Ширина долины в районе перевала Кату-Ярык составляет порядка 500-700 метров.

Katy-Yaryk-Altai-Republic-G-перевал-Кату-Ярык-mavic-0591

47. Чем примечательная долина с точки путешествующего по Горному Алтаю человека? В низине расположено большое количество туристических баз, где можно хорошо отдохнуть на лоне природы, прямо у реки Чулымшан.

Katy-Yaryk-Altai-Republic-G-перевал-Кату-Ярык-mavic-0667

48. Цены за ночь варьируются в достаточно широких пределах, в зависимости от качества предоставляемого жилья, но в целом можно найти варианты от 500 рублей за ночь с человека. Также от 200р места под палатки.

Katy-Yaryk-Altai-Republic-Кату-Ярык-Алтай-9825

49. При желании, по дороге вдоль Чулымшан можно добраться до южной оконечности Телецкого озера. Дорога, судя по отзывом, не очень хорошая. В теории, опять-таки, проехать тут сможет любая тачка при условии, что покрытие не развезло от осадков. В противном случае, лучше на легковушках сюда не соваться.

Katy-Yaryk-Altai-Republic-G-перевал-Кату-Ярык-mavic-0671

Водопад Кату-Ярык

50. Одним из развлечений, если вы остановились на отдых на одной из баз в долине, является поход на водопад Кату-Ярык. Чтобы добраться до него вам нужно будет перебраться на противоположную сторону реки, стоить это может порядка 500 рублей — ищите паромщика среди местных, ну а далее уже в пешем режиме дочапать до водопада. Если вы остановились на вершине перевала, то спускаться ради водопада имхо смысла нет, его и со смотровой можно прекрасно рассмотреть. 🙂

Katy-Yaryk-Altai-Republic-G-перевал-Кату-Ярык-mavic-0669

51. Высота свободного падения струи водопада составляет внушительные 40 метров. На первый взгляд может показаться, что он ещё выше, будто ниспадает с самой верхней кромки ущелья, но начнешь присматриваться и становиться понятно, что большая часть потока просто стекает вниз ручьем, местами падая с небольших уступов.

Katy-Yaryk-Altai-Republic-Кату-Ярык-Алтай-9827

52. Неплохо водопад просматривается и со стороны спуска в долину. Так что, пока будете ползти по серпантину, минимум 4-5 раз его увидите. 🙂 Но в долине есть и другие водопады до которых имеет смысл прогуляться — это, как минимум, водопад Карасу (~4 км пешком от баз в долине) и водопад Учар (в 20 км в сторону Телецкого озера)

Katy-Yaryk-Altai-Republic-Кату-Ярык-Алтай-9824

53. Ну что, на этом наверное всё. 🙂 Всем, кто дочитал досюда — большой респект от всего нашего Алтайского Гэнга. 🙂

Katy-Yaryk-Altai-Republic-G-перевал-Кату-Ярык-mavic-0826

Перевал Кату-Ярык — отзыв и оценка Travel or Die

Горный Алтай охрененен. Тут стоооолько всего! Но даже на фоне этой кучищи различных природных достопримечательностей перевал Кату-Ярык отнюдь не смотрится бедным родственником. Напротив, его однозначно можно отнести к must-see местам Алтая, где должен побывать каждый. И поверьте, лучше не откладывать это на потом. Цивилизация приходит сюда не спеша, но она идёт, и я уверен, что через 10 лет тут будет не протолкнуться, весь склон «облагородят» кафешками «с видами», налепят каких-нибудь баз отдыха и т.д., зачатки этого видны уже сейчас. К тому же, в проектах есть прокладка более безопасного спуска в ущелье, что также только подстегнет туристический траффик. Поэтому, не рефлексируйте, а быстренько включайте перевал Кату-Ярык в ваш обязательный список месте для посещения и вперёд!

Что же касается ночевки на перевале… Честно говоря, идея не то, что бы сомнительная, но и необязательная. Есть, конечно, в этом своя определенная романтика, нам в целом понравилось, но без душа, нормального интернета и прочих благ, наверху как-то немного одиноко. 🙂

Оценка перевалу Кату-Ярык: 10/10.

Фото перевала Кату-Ярык и дороги до него

Ещё больше фотографий перевала Кату-Ярык и дороги до него вы можете найти в специальном фото-альбоме.

Перевал Кату-Ярык на фото с квадрокоптера

Также вы можете насладиться нашими эксклюзивными фото перевала, сделанными с помощью квадрокоптера!

Понравилось? Поделись!
Матвей Вальев
Матвей Вальев
Создатель сайта Travel or Die. Путешественник, исследователь, первооткрыватель. Делюсь впечатлениями о проверенном и достоверном. По запросу в комметариях готов дать ответ на все интересующие вопросы.

Добавить комментарий