Акташский ретранслятор, Горный Алтай. Ретранслятор УРС08609, Акташ: дорога, фото
Ещё одно новое место, что я открыл для себя во вторую поездку на Алтай — это Акташский ретранслятор! Расположенный на высоте выше 3-х км, он является одной из самых крутейших смотровых площадок Алтая в принципе. Именно отсюда как на ладони открываются виды на Сечеро-Чуйский хребет, а если видимость будет хорошей, то можно рассмотреть и Белуху. В общем, с хода в карьер советую это место всем, кто планирует свою поездку в сторону Акташа!
Итак, далее я расскажу вам как добраться до Ретранслятора, о состоянии дороги, ведущей к нему, и можно ли по ней проехать самостоятельно. Также узнаете, сколько стоит экскурсия на Ретранслятор из Акташа, где её можно заказать, ну и попутно приправлю все свои россказни сочными фотографиями, дабы добавить наглядности. 🙂
Наш маршрут: Чуйский тракт -> Эко-отель Алтика -> База отдыха Турсиб -> База Инегень -> Слияние Чуи и Катуни -> Гейзерное озеро -> Акташский Ретранслятор -> Мультинские озера -> отель Клевер -> Ороктойский мост
Кстати, подписывайтесь на мой Инстаграм. Там я оперативно выкладываю лучшие фотографии и истории из моих путешествий. 🙂
Акташский ретранслятор на карте Горного Алтая
Где находится Акташский ретранслятор: Улуганский район республики Алтай. Ближайший населенный пункт — посёлок Акташ. От Акташа до ретранслятора примерно 15 километров пути в восточном направлении.
Высота Акташского ретранслятора: 3027 метров над уровнем моря.
GPS-координаты ретранслятора: 50.340021, 87.748675
Как добраться на Ретранслятор из Акташа, Чибита, Курая
Итак, чтобы попасть к ретранслятору сначала нужно добраться до села Акташ или Чибит. Именно отсюда совершаются экскурсии на Ретранслятор. Также подобную экскурсию можно заказать из Курая, но т.к. Акташ и Чибит ближе, то обычно ездят отсюда. До них же добраться проще простого — струячите себе по Чуйскому тракту пока не окажитесь на месте. Жилье в сезон лучше бронировать заранее — используйте тот же Booking или Мир Турбаз, например.
До самого ретранслятора на своих авто люди, как правило, не ездят. На «пузотерке» вы тут не проедите в принципе, на «паркетнике» тоже вряд ли. Если у вас авто с полным приводом, хорошим клиренсом и тягой, то да, забраться можно, люди так делают, но я бы посоветовал поберечь свой автомобиль и взять экскурсию. Стоит она сильно дешевле, чем возможный ремонт машины, если вдруг что пойдет не так, или услуги эвакуатора. Да и местных самонадеянные туристы откровенно бесят, об этом, кстати, я написал отдельный пост у себя в Инстаграме. В общем, посмотрите дальше мои фото дороги, по которой придется забираться наверх, и там уже делайте выводы.
Где заказать экскурсию на Ретранслятор из Акташа? Сделать это можно на любой базе, где вы запланируете остановиться в районе Акташа/Курая. В крайнем случае, спросите у любого местного или человека на джипе, похожего на местного — с вероятностью в 99% это будет человек, который сам лично и занимается заброской людей. Стоимость заброски — 1500-2000 рублей с человека туда-обратно. Можно поторговаться. Ездят сугубо на джипах — УАЗики, Крузаки. Советую бронировать экскурсии за 1-2 дня до поездки минимум, день в день заказать не всегда получается, так как джиперы уже с утра все уезжают кто куда. Заранее бронирование доступно через некоторые экскурсионные сервисы, например через Трипстер.
Дорога из Акташа на Ретранслятор
Т.к. непосредственно дорога на самую вершину — это тоже неотъемлемая часть всего экспириенса, отвечающая за экшен и адреналин, то я хочу уделить этой части рассказа довольно приличную долю внимания. 🙂 Многие сравнивают этот подъем с дорогой на Кату-Ярык и все дружно признают, что КЯ в сравнении просто детский лепет.
1. Примерная схема проезда до вершины. В лучшем разрешении — по ссылке. Прикладываю скорее для общего понимания, нежели как инструкцию побуждающую к действию. Далее вкратце опишу весь путь.
2. Нас везли на стареньком Лэнд Крузере, который отлично справлялся с дорогой. Сначала мы выехали из Акташа в северном направлении. Далее была развилка с ответвлением влево в сторону села Улаган и на перевал Кату-Ярык, мы не сворачивали, держались прямо.
3. Сама дорога довольно мерзкая, но не такая убитая, как на Мультинские озера или при заброске на Актру. Главная проблема пока будете двигаться через лес — торчащие из грунта крупные булыжники. Плохому состоянию дорога обязана тем, что её особо никто не обслуживает, и реке Ярлыамры, которая течет параллельно, и весной частенько выходит из берегов, размывая дорогу.
4. Спустя примерно 5,5 км от развилки путь приведет вас к заброшенному карьеру ФГУП «Акташское горнометаллургическое предприятие», где раньше добывали киноварь из которой далее выделяли ртуть. Характерный ориентир — два отвала пород. Строго говоря, поселок Акташ и был построен в свое время как место, где могли бы жить люди работающие на добыче люди.
5. Несмотря на то, что шахты давно не функционируют, тут до сих пор находится будка с охраной и шлагбаум, через который вас пропускают после уплаты взноса — 100 рублей с человека.
6. Несмотря на то, что месторождение ртути в этих местах было открыто ещё в 1842 году, свою работу рудник начал только в 1942, когда основные места залежи российской ртути оказались на территориях подконтрольных врагу. В 1993 добыча остановилась — ртутные запасы истощились. Потом ещё почти 10 лет сюда свозили на переработку сырье с других предприятий по добыче ртути, но в конечном счёте вся деятельность из-за финансовых проблем сошла на нет. Кстати, все эти факты нам рассказал наш водитель-гид. Это также один из плюсов экскурсий от местных.
7. Так что сейчас Акташ уже отнюдь не поселок горно-добытчиков, местным жителям приходится привыкать к новым реалиям, больше сил вкладывать в туристическую отрасль — открывать базы отдыха, заниматься экскурсиями, продавать сувениры и так далее. Также по осени мужики занимаются и другими видами промысла — ездят на шишку, к примеру.
8. Несмотря на попадающиеся порой сети пересекающихся и расходящихся в разные стороны дорог — запутаться куда ехать тут практически невозможно.
9. Уже отсюда можно было любоваться Северо-Чуйским хребтом, потихоньку выползающим из-за складок рельефа.
10. Ну а если немного поднять дрон, то он представал уже во всей красе.
11. Поддав газку поднимаемся ещё выше, до неких хоз-бытовых корпусов бывшей шахты. Сейчас тут, конечно, все разрушено.
12. Входы в штольни, виднеющиеся на склонах, как нам сказал наш гид-водитель — завалены. Так что особо даже не посталкерить. Да и опасно это, наверное, за десятилетия опорные конструкции, судя даже по старым фото в сети, уже на грани выработки своего ресурса. А так вообще длинна местных тоннелей достигала 3 километров — не слабо!
13. Отсюда до вершины рукой подать — вон уже виднеется вдали тонкий шпиль радиовышки УРС08609!
14. Следующие 1,5 километра — самые крутые. Угол подъема, не соврать бы, но субъективно казалось, что градусов 45 точно! И все это по влажному суглинку, слякоти таявшего на склонах снега.
15. Смотришь вперёд — за изгибами рельефа ничего не видно, что будет дальше одному богу и водителю известно. 🙂 Конечно, фотографиями всю крутизну передашь едва ли. Ну, тем ярче будут ваши впечатления в реале. :))
16. Тут уже и виды начнут открываться все более и более эпичные.
17. Ну а на обратном пути вас ждёт ещё немного щекочущих нервы видов, когда машина будет катиться под крутым углом в бездну. Особенно кайфово тому, кто сидит на переднем сиденье — чумовой обзор усилит погружение. 🙂
Акташский ретранслятор — обзор Travel or Die
Что интересно, Ретранслятор, в отличии от шахт для добычи ртути, до сих пор действующий и обеспечивает связью большую часть республики Алтай.
В этом месте надо озвучить небольшой нюанс — до самого ретранслятора мы немного не доехали. 😀 И даже не дошли. 😀 Ща объясню, как так вышло вообще!
18. Наш крузак остановился на площадке на отметке примерно в 2750 метров — далее дорога была основательно заснежена и ехать было опасно. Ну, даже на фото видно, что на такой одноколейке разъехаться с кем-то нереально, слева обрыв, справа склон. Так что многие машины, по примеру нашей, тормозили на этом промежуточном пяточке, откуда люди шли на самый верх уже самостоятельно.
19. УАЗ — классика алтайской заброски. На таком можно смело в любую местную дыру. 🙂
20. Виды даже с этой точки открывались ну просто обалденные!
21. Но мы решили ими не ограничиваться. Девчонки из УАЗика засеменили наверх — мы за ними. Но правда забрались только на вот этот торчащий сверху фото скалистый выступ.
22. По дороге к нему (к выступу) Васька нашел прогалину со снегом и с упоением начал «рисовать» своим телом фигуру ангела. Просто внизу то в сентябре снега днем с огнем не сыщешь, а на такой высоте — пожалуйста, лежит себе!)
23. На такой высоте было крайне ветрено (я даже побоялся запускать свой дрон — ищи его потом черт знает где!) и весьма не жарко! Дай бог +5…+7 градусов. Тут я на наконец взликовал, что не зря взял свой зимний пуховик, в кармане которого, мне на счастье, завалялись так же и перчатки. :))
24. Так что из-за холодного ветра…ну и отчасти и из-за нашей лени, до самого ретранслятора мы так и не дошли, остановились где-то на полпути. Панорама в сторону Северо-Чуйского хребта в любом случае открывалась плюс минус та же, так что мы решили отделаться малым. Бай зе вей: река, петляющая в ущелье на фото — это Чуя.
25. Также отсюда можно было рассмотреть торчащее в трех километрах к востоку озеро Горных духов. Оно находилось примерно на одной с нами отметке — в районе 2750 метров над уровнем моря. К нему, кстати, тоже можно сходить — обычно туда добираются пешком от ртутного карьера.
26. Горы по соседству.
27. Васька на фоне гор.
28. Летом эти, с виду безжизненные склоны на самом делят усыпаны разной растительностью, но осенью все уже отцвело и буйства флоры мы не застали.
29. Финальный «голливудский» кадр и мы отправляемся назад!
30. Обманул! Ещё одна фоточка с видами на хребет и теперь точно закругляемся. 🙂
Ретранслятор УРС08609 в Акташе — отзыв и оценка Travel or Die
Акташский ретранслятор — однозначно из тех мест, куда вы просто обязаны наведаться во время путешествия по Чуйскому тракту. Как подняться наверх — решать только вам. Не сильно жалко свое авто — смело карабкайтесь ввысь самостоятельно, нет авто подходящего калибра — берите экскурсию и в путь! Что так что так, впечатлений получите выше горла. Весомый плюс поездки на ретранслятор — туда-обратно можно успеть скататься всего за 3-4 часа, не нужно терять целый день или два. Но имейте ввиду — если внизу пасмурно, то наверх ехать скорее всего нет смысла. Главный залог успеха предприятия — это ясная погода и безоблачное небо.
Оценка Ретранслятору: 10/10. Не вижу в этой экскурсии никаких минусов. Адекватная цена за то количество эмоций, что вы испытаете и по дороге к вершине и на самой вершине, созерцая невероятные виды окрестностей!
Акташский ретранслятор на фото (+ фото ртутного карьера)
Ещё больше фотографий радиорелейной вышки УРС 08609 рядом с Акташом в республике Алтай вы можете найти в специальном фото-альбоме.